Отчет

о II этапе кругосветной трансарктической историко-географической

экспедиции «Путь Ориона». Июнь-сентябрь 2007 года

 

Экспедиционная команда парусно-моторного тримарана «Русь»

  1. Олег Волынкин – руководитель экспедиции «Путь Ориона»
  2. Александр Леванов – капитан тримарана «Русь»
  3. Евгений Кузьмин – бортинженер
  4. Альберт Базлов – судовой механик
  5. Николай Давидовский – боцман

 

В полдень 23 июня 2007 года состоялся старт экспедиции «Путь Ориона» из г.Кинешмы на парусно-моторном тримаране «Русь», который, преодолев расстояние 1800 км по рекам и каналам северо-западной территории России, 16 июля бросил якорь в порту г.Архангельска.

Удивительным  по красоте и обилию впечатлений оказался речной маршрут трансарктического похода.

Оформив соответствующие документы в Северо-Западном Погрануправлении ФСБ России, 22 июля мы пять членов команды на борту парусно-моторного тримарана «Русь» покинули порт Архангельска и вышли на маршрут в Белое и Баренцево моря курсом на Мурманск.

Спустя неделю ивановские экстремалы приняли участие в праздновании дня Военно-Морского флота России, который проходил как в городе Мурманске, так и в акватории Кольского залива.

Историки Арктики и Антарктики давно уже обратили внимание на то, что 1912 год был особенно несчастливым для исследователей высоких широт. То ли сам год оказался суровым и ледовитым, то ли путеводная Полярная звезда отказала в покровительстве морякам – известно лишь одно: три русские полярные экспедиции вышли в Северный океан в 1912 году и все три завершились трагически. Одна погибла целиком, другая – почти целиком, в третьей умерли двое, включая начальника. Если же вспомнить жертвы, понесенные тогда же иностранными экспедициями, и в первую очередь гибель в 1912 году доблестного английского капитана Роберта Скотта и четырех его товарищей, достигших Южного полюса в Антарктиде и умерших на обратном пути, то волей-неволей задумаешься о роке, с особой изощренностью преследовавшем полярников именно тогда.

Героика и трагедии экспедиции Георгия Седова на шхуне «Святой Фока» (1912-1914), Владимира Русанова на парусно-моторном судне «Геркулес» (1912-1913) и лейтенанта Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна» (1912-1914(15?)) в середине 30-х годов прошлого столетия под пером писателя-фантаста Вениамина Александровича Каверина легли в основу романа «Два капитана».

Наша дорога из Мурманска уходила к западным берегам Новой Земли, где пересекались маршруты и судьбы Владимира Русанова и Георгия Седова.

Отрезок пути от Мурманска до населенного пункта Белушья губа на западном побережье архипелага Новая Земля протяженностью около 1000 морских миль команда преодолела за 7 суток. Маршрут пролегал вдоль Кольского полуострова, острова Колгуев в юго-восточной части Баренцева моря. Наиболее сложным оказался переход от острова Колгуев до острова Междушарский, где море по-настоящему показало свой штормовой нрав.

Получив по спутниковой системе связи соответствующее разрешение от командующего Центральным полигоном РФ на Новой Земле генерал-майора Ю.И. Соколова, впервые за много десятилетий, гражданское судно, т.е. наш тримаран «Русь», заходил в «закрытый» порт Белушья губа.

Белушья губа – главный и единственный постоянный населенный пункт архипелага Новая Земля. Административно она является частью архангельской области РФ. Координаты 71O33' с.ш. 52O19' в.д.

Днем рождения Белушьей губы принято считать 17 сентября 1954 года, когда здесь был основан ядерный полигон Новая Земля. 27 февраля 1992 года Президент РФ подписал указ «О полигоне на Новой Земле». Этим указом он был определен как Центральный полигон Российской Федерации (ЦП РФ).

В настоящее время поселок Белушья губа является столицей ЦП РФ. Здесь имеется все необходимое для нормальной жизни: Православный храм, средняя школа на 560 человек, детский сад на 80 мест, 17 жилых домов, 3 гостиницы, магазин, парикмахерская, фотоателье, комбинат бытового обслуживания, телерадиостанция «Орбита», военно-морской госпиталь на 200 коек, поликлиника, Дом офицеров, Базовый матросский клуб, 25-метровый бассейн.

Во время пребывания в столице архипелага руководитель экспедиции и члены команды провели ряд встреч с личным составом военного гарнизона, на которых рассказывали слушателям о целях и задачах экспедиции «Путь Ориона» на I и II его этапах, продемонстрировали документальные фильмы: «С крестом и верой», «На перекрестке судеб», «Путь Ориона» и другие. Командование войсковой части познакомило нас с историей ядерного полигона, с историей освоения архипелага Новая Земля и п.Белушья губа. Особое место в пребывании нашей команды в «Белушке» занимали мемориальные мероприятия, связанные с историей Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов у берегов Новой Земли.

Совместно с представителями командования гарнизона с палубы тримарана у мыса Лилье на воду был спущен венок в память о погибших моряках с гражданского судна «Рошаль», потопленного в августе 1943 года немецкой подводной лодкой.  Аналогичные ритуалы были исполнены и в других точках Баренцева моря у берегов Новой Земли, где покоятся советские моряки, сражавшиеся с фашистами. Здесь же в поселке ивановская команда имела возможность познакомиться в местном музее с биографией и творчеством первого и последнего Президента Новой Земли (1924-1954) Тыко Вылко.

Тыко Вылко – ненец по происхождению – выдающаяся личность. Он был соратником исследователей Арктики Владимира Русанова и Георгия Седова (1907-1912). Кроме того, Вылко прославил себя как художник, чьи выдающиеся работы стали достижением музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска и Нарьян-Мара.

Пополнив запасы дизтоплива, питьевой воды и продовольствия, в середине августа тримаран «Русь» с разрешения командования в/части продолжил свое путешествие вдоль берегов архипелага к его северной оконечности – мысу Желания и далее на северо-запад к архипелагу Земля Франца Иосифа. Во время этого отрезка путешествия экспедиционерам посчастливилось посетить бухты и мысы Новой Земли, где проходили неоднократные экспедиции Русанова, и где была  известная стоянка шхуны «Святой Фока»(1912-1913) под командованием Седова, погибшего впоследствии во время пешего перехода от Земли Франца Иосифа к Северному полюсу в 1914 году. На месте зимовки экспедиции Седова ивановцы восстановили астрономический знак, установленный экспедицией в марте 1913 года, привели в надлежащее состояние именной поклонный крест, установленный в то же время.

Наряду с этим нам удалось посетить полуостров Адмиралтейский, остров Панкратьева, и другие географические пункты, тем или иным образом исторически связанные с пребыванием там полярных экспедиций конца XIX и начала XX столетий.

Повсюду велась фото и видеосъемка для создания документального фильма и издания очередной книги об истории освоения арктических земель.

В третьей декаде августа, достигнув 80-х широт у берегов архипелага Земля Франца Иосифа в районе острова Литке, выполнив программу II этапа экспедиции, тримаран взял курс на юго-запад, пересекая Баренцево и Белое моря, в Архангельск. Обратная дорога домой, протяженностью около 2000 километров оказалась сложной, переполненной экстремальными событиями.

В Баренцевом море начался штормовой сезон. Неоднократно тримаран попадал в зоны циклонической деятельности, где бушевали шторма до 5-6 баллов. Команда мужественно и достойно выходила победителем в борьбе со стихией.

Десять дней, не видя берегов, наедине с Ледовитым Океаном ивановские путешественники миля за милей продвигались на юг к Белому морю. Не обошлось и без неприятностей: ломались двигатель и судовая колонка управления тримараном, выходил из строя генератор, ломались мачты и многое другое. И, тем не менее, ивановские мореходы с достоинством преодолели все тяготы походной морской жизни.

II этап экспедиции «Путь Ориона» был успешно завершен в начале сентября 2007 года в Архангельске.

Сделать бесплатный сайт с uCoz