Отчет

о I этапе кругосветной трансарктической историко-географической экспедиции «Путь Ориона». Июнь – октябрь 2005 года.

Летом-осенью 2005 года ивановская команда спортсменов-экстремалов успешно осуществила I этап кругосветной трансарктической историко-географической экспедиции «Путь Ориона». Она прошла по пути Гидрографической Экспедиции Северного Ледовитого Океана (ГЭСЛО), состоявшейся в период с 1910 по 1915 годы.

У истоков освоения Северного Морского пути стояли выдающиеся деятели России – адмирал С.О.Макаров и Д.И.Менделеев. В 1901 году в докладной записке «Об исследовании Северного полярного океана» Дмитрий Иванович Менделеев писал правительству: «Россия с ее огромным северным побережьем более, чем любое другое государство, заинтересована в победе над полярными льдами, как по экономическим, так и по военно-стратегическим соображениям. Победа эта составляет один из экономических вопросов будущности северо-востока Европейской России и почти всей Сибири…».

Весной 1909 года со стапелей Невского завода сошли однотипные ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач», специально изготовленные для северных экспедиций. Строились они по русским проектам и при непосредственном участии выдающегося полярного исследователя, ученого и офицера Российского Императорского флота А.В.Колчака. Он же был и первым капитаном «Вайгача», организатором ГЭСЛО. Базой экспедиции, созданной в 1910 году Главным гидрографическим управлением морского министерства, был избран Владивосток. В 1913 году полярную экспедицию возглавил капитан II ранга Борис Андреевич Вилькицкий. Под его командованием экспедиции Северного Ледовитого Океана суждено было перенести немало испытаний и сделать многое в деле освоения арктических морей. В этот период были совершены крупные географические открытия: прежде всего, была открыта Земля Императора Николая II (ныне Северная Земля), ряд островов в морях Восточно-Сибирском и Лаптевых, а 16 сентября 1915 года в г.Архангельске экспедицией был успешно завершен многотрудный исторический рейс по исполинскому Северному Морскому пути. Она не только совершила величайшее географическое открытие XX века в северном полушарии нашей планеты, но и выполнила целый комплекс исследований, на основе которых были составлены карты и лоции морей Восточной Арктики.

Не один век каждый шаг в освоении Севера давался смельчакам-исследователям ценою огромных усилий, жестоких испытаний, а порой и жизни. Их имена остаются на картах Арктики.

 Трансарктическая экспедиция «Путь Ориона» стартовала 27 июня  2005 года на Чукотке из г.Анадырь и, обогнув мыс Дежнева в Беринговом проливе, прошла на надувном парусно-моторном тримаране «Русь» вдоль северного фасада России по пути ГЭСЛО и финишировала в г.Архангельске 7 октября. Поход проходил в условиях сложной ледовой обстановки морей Чукотском, Восточно-Сибирском, Лаптевых и не менее напряженно в штормовых условиях  Карского и Баренцева морей. Мореходы осуществили сложный морской поход с Востока на Запад. Команда посетила: города Анадырь и Певек на Чукотке; многие населенные пункты и полярные станции по пути экспедиции.

В рамках осуществленной экспедиции командой ивановских экстремалов в 2003 году была успешно проведена полярная историко-мемориальная экспедиция «Беннетта-2003». Она проходила в восточном секторе Арктики, в акватории морей Лаптевых и Восточно-Сибирском к острову Беннетта архипелага Де-Лонга по пути спасательной экспедиции А.В.Колчака, предпринятой им летом 1903 года с целью спасения руководителя Русской Полярной Экспедиции 1900-1902 г.г. барона Э.В.Толля и трех его спутников. Поход осуществлялся на парусно-моторном тримаране «Русь» в тяжелых ледовых и метеорологических условиях Севера. Он и показал надежность и пригодность тримарана для плавания в суровых условиях арктических морей.

Ивановские мореходы под эгидой ОАО «ЦентрТелеком»  впервые осуществили уникальную в российском и мировом масштабах экспедицию.

Во время экспедиции «Путь Ориона» была  произведена видеосъемка и собран исторический материал по ГЭСЛО (1910-1915) на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач», отснят видеоматериал об истории, культуре и природе Чукотки, жителях Крайнего Севера. Все это легло в основу создания документальных фильмов и написание книги.

Весь арктический поход протяженностью свыше 4600 морских миль (8500 километров) был разбит на четыре этапа:  первый – чукотский, второй – якутский, третий – долгано-ненецкий, ямало-ненецкий, четвертый – территория Архангельской области.

 Первый этап экспедиции проходил в акватории Берингова и Чукотского морей от г.Анадырь до г.Певек (Чукотский АО) и составил 1220 миль. При хорошей погоде команда тримарана «Русь», состоявшая из пяти человек, сравнительно быстро и без каких-либо приключений миновала Берингово море и, обогнув мыс Дежнева  (самая восточная оконечность земли Российской), вошла в Чукотское море. На этом отрезке пути нам постоянно встречались серые киты, и лишь изредка мы сталкивались с небольшими стаями касаток. При слабом волнении моря и хорошей видимости мы любовались фонтанами воды и пара, которые извергали киты, проплывая то слева, то справа по борту от нас, иногда показывая свои огромные хвосты.

Чукотское море встретило путешественников весьма сурово – встречными северными, северо-западными ветрами и сплошными ледовыми полями, уходящими в глубь моря более, чем на 100 миль. Проход к проливу Лонга и острову Врангеля был невозможен. Команда была вынуждена бросить якорь в небольшой прибрежной лагуне у Чукотского поселка Инчоун.  Там мы провели несколько дней, дожидаясь смены ветров на южные и юго-восточные румбы, т.к. только они могли оторвать береговой ледовый припай и приоткрыть вход в Восточно-Сибирское море.

В первой декаде июля мы предприняли первую попытку преодолеть ледовый барьер на входе к проливу Лонга. Она оказалась неудачной. В 150 милях от п.Инчоун в районе Колючинской губы тримаран затерло льдами, и нам ничего не оставалось, как дрейфовать вместе с ними. Так прошла неделя. Не испытывая далее судьбу и тримаран на прочность, капитан принял решение вернуться назад в поселок. В томительном ожидании прошло несколько дней, пока не приоткрылась «ледовая ловушка». При сильном юго-восточном ветре в середине июля мы вновь предприняли маневр выхода в район Чаунской губы к г.Певек. На этот раз фортуна повернулась к нам лицом. Забегая вперед, оговорюсь, что спустя двое суток после нашего прохода в ледовых лабиринтах пролива Лонга поля опять сошлись и «ворота» за нами закрылись. Как выяснилось потом – надолго.

Ледовые поля характеризуются балльной оценкой. 10 баллов – сплошной лед, 6-9 баллов  - «битые ледовые поля», 1-6 баллов – «разрозненные». Наше судно могло маневрировать только при сплоченности льдов от 1 до 6 баллов максимум. В остальных случаях – только дрейф вместе со льдами. Путь к г.Певек пролегал среди льдов и сильных туманов, при этом видимость составляла 200-300 метров - не более. Капитан управлял тримараном исключительно по радару и плоттеру.

Приведу технические характеристики нашего судна и его оснащенность: тримаран состоял из трех надувных гондол, каждая из которых имела три надувные секции. Диаметр гондол 1 метр, длина 8 метров. Палуба – это деревянный настил, выполненный из еловых жердей, скрепленных прочными капроновыми вязками по полинезийскому методу. На деревянном каркасе устанавливалась рубка, сшитая из добротного авизента. Она предусматривала три спальных места, рабочую зону для капитана и радиста, а так же маленькую площадку для кухни. По обоим бортам тримарана размещались бочки с соляркой (1200 литров), герметичные пластиковые бочки с продуктами, личными вещами, запчастями и запас пресной воды. Парусное вооружение: грот, 3 стакселя, спинакер. Так как у нас был парусно-моторный тримаран, то мы его оснастили тридцатисильным дизельным двигателем Janmar. Навигационное снаряжение – радар/плоттер JRC, КВ-УКВ трансивер ICOM (100 Вт), две морские переносные радиостанции ICOM, ALINCO, спутниковая станция связи Iridium. Энергооборудование – два генератора Honda по 0,5 и 1,0 кВт. Помимо этого имелась фото и видеоаппаратура. Общий объем груза составил около пяти тонн.

Нередкими оказались наши встречи с обитателями Арктики – моржами и белыми медведями. Отмечу, что в Чукотском море мы наблюдали колонии моржей до пятидесяти-шестидесяти особей. Пока наши встречи с ластоногими обитателями носили, мягко говоря, нейтральный характер. К нам моржи не проявляли явной агрессии, но ракетница и карабины постоянно находились в боевой готовности. В районе мыса Отто Шмидта нашей команде пришлось пережить неожиданную встречу с большим скоплением белых медведей. Каждый из нас выделил приличную дозу адреналина, когда в густом тумане тримаран подошел к огромной льдине, где пировала белая братия у туши моржа. В объективе моей видеокамеры поместились восемь животных, а ребята успели насчитать их более двух десятков. Мы стали свидетелями уникального явления такого огромного скопления белых медведей. На какое-то мгновение опешили и мы и они. Несколько минут замешательства среди хищников позволили нам резко изменить курс тримарана и благополучно расстаться с хозяевами Арктики. Слава богу, что не дошло дело до применения оружия.

20 июля при сильном восточном ветре - более 15м/с и шторме, наша команда вошла в Чаунскую губу и к полуночи по местному времени бросили якорь в порту г.Певек. В этом городе, втором по величине на Чукотке, мы произвели мелкий ремонт  тримарана,  пополнили запасы пресной воды и продовольствия. Случилось так, что тримаран «Русь» первым вошел в Чаунскую губу и тем самым как бы открыл летне-осеннюю навигацию в восточном секторе Арктики. Лишь спустя сутки ледокол «Красин» привел в Певек караван судов с грузами для жителей района.

Наша команда была прекрасно принята, как жителями, так и администрацией города. Нам предоставили возможность посетить достопримечательности г.Певек и Чаунского района. Глава муниципального образования А.Ю.Горнаженко специально для нас организовал поездку далеко в горы, где в сталинские времена располагались лагеря для советских политзаключенных, добывавших олово и урановую руду. Ужасное зрелище!

Переждав в Певеке знаменитый в этом районе «южак»  - ветер южного направления со скоростью свыше 25 м/с, 25 июля мы подняли парус-грот и взяли курс на Медвежьи острова в район устьев рек Колыма и Индигирка. Трехдневный «южак» сделал свое дело – оторвал льды от материка и сместил их в северо-западном направлении от острова Айон. Айонский ледовый массив, который в иные годы остается сплошным и нетронутым, оказался разбитым и уступил нам дорогу на запад. Ворота в Восточно-Сибирское море на некоторое время приоткрылись, чем мы своевременно и воспользовались. Чукотка осталась позади, оставив в нашей памяти самые наилучшие воспоминания, как о природе, так и об ее жителях – добрых, отзывчивых, хранящих национальные традиции и культуру.

Якутский, т.е. второй этап экспедиции пролегал, в основном, по территории Восточно-Сибирского моря и частично в водах моря Лаптевых до острова Дунай (район устья реки Лена). Наиболее сложным оказался для нас маршрут севернее Медвежьих островов и в проливе Дмитрия Лаптева. Здесь мы шли, можно сказать, по пятам ледовых полей, постепенно отступающих в северном направлении. Сложность заключалась, прежде всего, в отсутствии видимости из-за плотных туманов. Проходить многомильные ледовые перемычки с плотностью 3-4 балла при таких метеоусловиях было возможно только благодаря большому опыту капитана Александра Леванова, рулевого Николая Давидовского и хорошего навигационного оборудования. Экран радара и плоттера давал ориентацию в поисках проходов в лабиринтах ледовых нагромождений. Только через неделю скитаний наш тримаран пересек водораздел морей Восточно-Сибирского и Лаптевых. Это произошло в районе мыса Кигилях острова Большой Ляховский (юго-западная оконечность острова). Здесь же находилась ныне действующая полярная метеостанция с пятью сотрудниками. Команда позволила себе суточный отдых. Помылись в бане, высушили вымокшую напрочь одежду, спальные мешки, просушили от конденсата рубку. Полярники поделились с нами запасами дизтоплива и сибирским омулем – изумительная на вкус рыба!

Ранним туманным утром 1 августа мы взяли курс на восточное побережье полуострова Таймыр. До этого, 31 июля, в день Военно-Морского флота, в торжественной обстановке капитан поднял на мачту тримарана Андреевский флаг, который стал развеваться рядом с Российским и не был спущен далее до финиша в г.Архангельске. Все дело в том, что 90 лет назад ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач» были укомплектованы военными моряками и шли открывать Северный Морской путь под военно-морским флагом России. Море Лаптевых преподнесло новые  -  штормовые испытания. Два мощных циклона, прошедших один за другим с запада на восток пролегли через наш маршрут. Четверо суток команда боролась с волнами до 4 метров при встречном ветре от 15 до 20 м/с. Впоследствии эти шторма мы окрестили как «болтанка на измот». К острову Дунай тримаран «Русь» подходил изрядно потрепанным: сломана одна из несущих трехсекционной мачты, повреждены несколько поперечных слег палубы в районе бака (носовая часть тримарана), оборваны две ванты, пробита левая передняя часть гондолы. Требовался срочный ремонт. Так как команда шла с опережением графика движения по маршруту, мы имели возможность и позволили себе сделать остановку выше указанного острова, где к нашей радости сохранилась и действовала «полярка». К ремонтным работам приступили сразу.

Из ивановского штаба я постоянно получал по спутниковой системе связи информацию о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого – самом сложном участке нашего маршрута. Пролив и подход к нему, начиная от 75-й параллели по северу, был забит льдами до 10 баллов. Штаб морских операций Мурманского морского пароходства не разрешал выход к проливу до улучшения ледовой обстановки. Команда была вынуждена в течение 12 дней базироваться на острове и готовиться к самому ответственному проходу из моря Лаптевых в Карское море. За это время мы не только привели судно в идеальный порядок, но и хорошо помогли полярникам в ремонте техники. Боцман выполнил газосварочные работы по изготовлению котла для бани. Доктор и механик помогли начальнику метеостанции осуществить заготовку оленины на зиму и многое другое. Не обошлось и без приключений. Остров Дунай находится в зоне осенне-весенней миграции моржей с востока на запад и в обратном направлении. Красно-оранжевый тримаран стал явно инородным предметом на их пути. Отдельные группы моржей начали проявлять к нам не только повышенное внимание, но и агрессию. Выручали местные собаки, отгоняя их с мелководья, обращая их гнев на себя. Одной из собак это стоило жизни. Разъяренная моржиха мгновенным броском подмяла пса под себя и поразила его бивнями. Нам же неоднократно приходилось брать в руки оружие для защиты.

Наступила третья декада августа. Заметно изменилась ледовая обстановка в западном секторе моря Лаптевых. От 76 до 77 параллели северной широты появились битые поля от 4 до 5 баллов. Для тримарана стал возможным проход в район пролива Вилькицкого. Мы успешно стартовали от ставшей нам родной и близкой полярной станции «Дунай» с ее обитателями. Радость хорошей погоде длилась недолго. При внезапно налетевшем северо-восточном ветре капитан вынужден был искать прикрытие от сильной встречной волны в зоне островов «Самолет» и «Фотоаэросъемки». Тримаран выкинуло на островные песчаные мели, где команда провела тяжелейшие для нас трое суток. После отлива судно плотно сидело на мели. Буквально по десятку сантиметров мы деревянными вагами сталкивали тримаран на глубину, чтобы суметь запустить двигатель и выйти в открытое море. Надев спасательные гидрокомбинезоны, парни трудились, не покладая рук, по пояс в ледяной воде. На сон отводилось по нескольку часов в сутки. Вокруг на сотни миль ни одной живой души. Рассчитывать на помощь не приходилось – только на самих себя. Пришлось снимать с палубы все горючее, бочки с продовольствием, двигатель и все тяжелое имущество. Его на руках перетаскивали на более глубокое место, а это около 300 метров. Все это делалось для облегчения веса тримарана. Сложно описать все, что произошло за это кошмарное время. Скажу лишь, что мы чуть было не потеряли двигатель, аккумуляторы и большую часть горючего. Случись это – и мы закончили бы наш поход у этих островов. Я не раз молился богу и обращал свой взор к лику святителя Николая Чудотворца, чей образ находился в рубке над входом.

Последующие четверо суток на пути к проливу мы провели в штормах, неоднократно преодолевая ледовые перемычки, начиная от 76 параллели и выше к северу. Случались и сюрпризы. Сильным порывом ветра оборвало трос крепления мачты, и тот пробил одну из секций левой гондолы. Требовалась срочная замена поврежденного баллона. Во льдах это сделать не возможно. По КВ-связи я обратился к капитану ледокола «Вайгач» оказать нам техническую помощь. Спустя несколько часов после сеанса связи, ледокол сблизился с нами и подставил свой левый борт. Оперативно тримаран был поднят с воды и поставлен краном  на вертолетную площадку судна. С помощью технических средств атомохода мы смогли быстро произвести ремонт тримарана, просушить рубку, одежду, спальные мешки. Аналогичным образом нас поставили обратно на воду, и мы продолжили маршрут, поблагодарив капитана «Вайгача» В.П.Танько и его экипаж. На меридиане мыса Челюскин (102O в.д.) у острова Большевик (архипелаг Северная Земля), по свободной ото льдов воде мы успешно миновали пролив Вилькицкого и вошли в акваторию Карского моря. Далее в проливе Матисена мы оставили позади последние льды. Завершился второй этап похода. Путь от  Чукотки до Таймыра составил 2780 морских миль или приблизительно пять тысяч километров. Впереди была уже «дорога домой» длиною в две тысячи миль.

Начался третий - долгано-ненецкий и ямало-ненецкий этап экспедиции от пролива Вилькицкого до пролива Югорский Шар (остров Вайгач – полуостров Ямал). Он пролегал мимо мыса Оскара, архипелага Норденшельда, острова Моно, пролива Малыгина (остров Белый), острова Вайгач. Карское море отложило в памяти пасмурную и штормовую погоду, нежелательные встречи с белыми медведями. Их здесь великое множество и встречаются практически на всех островах. Такая встреча на острове Свердрупа, что находится в восьмидесяти милях севернее г.Диксона, чуть было не закончилась трагически для нашего боцмана. Его уберегли быстрые ноги и наш стремительный отход от берега в открытое море. Карабинных выстрелов и сигнальных ракет медведи не боятся.

10 сентября полярная экспедиция «Путь Ориона» благополучно преодолела Карское море и тримаран «Русь» бросил якорь в маленькой бухте пролива Югорский Шар у ненецкого поселка Варнэк. Требовался небольшой отдых и пополнение запасов пресной воды. Ненецкое поселение и его обитатели не произвели на нас впечатления так, как это было на Чукотке. Назойливые обращения местных жителей, поделится с ними спиртным, побудило нас уйти из поселка и остановиться в другой, но безлюдной бухте. Завершился третий этап данного похода.

Начинался заключительный четвертый этап экспедиции по Баренцеву и Белому морям, вдоль ненецкого автономного округа и Архангельской области. Шел сентябрь – самый штормовой период времени. Об этом мы знали и к нему готовились. Последние 500 миль пришлось преодолевать без малого месяц. Завершающий отрезок пути давался нам очень сложно. Затяжные скандинавские циклоны, шедшие с запада на восток один за другим, причиняли нам много хлопот. Дважды команда попадала в эпицентр циклонических ветров, где их скорость достигала свыше 35 м/с. Это были шквалы. И о них я вспоминаю с трепетом в душе. Не буду описывать подробности происходившего тогда на судне, а приведу лишь несколько строк из моего дневника: «27 сентября, вторник. Баренцево море, Варандэй. 18-00. Все началось около восьми часов утра. Порывы ветра достигали уже 25-30 м/с. От сильного северо-западного ветра резко поднялся уровень воды. Все суда передают штормовое предупреждение. Идет шквал. У  нас на тримаране аврал. К 11 часам полный разгар стихи. На 16 аварийном канале УКВ слышим – сила ветра 35 м/с, это слишком много! В порту сорвало с якорей баржи, понтоны. Их несло прямо на нас. Спасибо святителю Николаю и ангелу хранителю, что чудом смогли отвести от нас беду. Завтра все буду описывать подробно. Парни молодцы – выдержали, хотя все было на грани большого фола!». Обо всем подробно, с чем столкнулась наша команда в этом арктическом марафоне, я подробно изложил на страницах моей  книги «Путь Ориона» вышедшей из печати в феврале 2007 года. Пережив циклоническую деятельность, экспедиция продолжила маршрут и благополучно финишировала в городе Архангельске. Завершился многотрудный полярный поход по семи арктическим морям, длившийся 3,5 месяца.

Командный состав:

- Олег Волынкин – руководитель экспедиции

- Александр Леванов – капитан тримарана «Русь»

- Ильдар Айсин – врач

- Николай Давидовский – боцман

- Александр Волынкин – механик.

Наш успех в путешествии стал возможным благодаря опыту каждого из членов команды, технической оснащенности экспедиции, большой и заблаговременной организационной работе.

Мы благодарим всех, кто помогал ивановской команде, как на подготовительном этапе, так и во время осуществления похода, всех, кто ждал нас, кто верил в команду, верил в победу. Мы очень счастливы, что нам удалось повторить маршрут русских исследователей Арктики, открывших для России 90 лет назад Северный Морской путь с Дальнего Востока на Запад в Архангельск.

 

            Руководитель трансарктической

            историко-географической

            экспедиции «Путь Ориона»

                      Олег Волынкин

Сделать бесплатный сайт с uCoz